Не наряжайся, если твой вассал одет как попало

Глядя на последних выборах в глаза кандидатов на плакатах и билбордах, я думал: кто из них верит в свои слова? Кто готов погибнуть за них? Ведь как никогда моя страна нуждается в таких людях.

Но времена, когда человек за ложь должен был обнажить меч, и которые кажутся мне благословенными (15 августа 1945 года официально закончилась последняя эпоха самурайского духа), похоже, безвозвратно прошли. Хотя нам всем пригодился бы сейчас кодекс самурая, где меч выбран в качестве эмблемы силы и доблести. Когда Магомет сказал, что «меч есть ключ к Небесам и Аду», он лишь выразил словами позицию японцев.

Если хочешь, чтобы жизнь к тебе возвратилась, отдай ее. В «Хагакурэ» сказано: «Что есть смерть как не убыток, что есть жизнь как не корысть».
Возможно, это и хотел сказать Христос: каждому нужно нести свой крест, а если надо, и взойти на него…

А вот что говорили великие самураи о власти. Прочитайте и примерьте на себя, уважаемые правители и их подданные.

Если правитель поступает справедливо, его слуги хорошо исполняют свои обязанности, даже если он не отдает приказаний. Но если правитель поступает несправедливо, то даже если он будет отдавать приказания, им не последуют.
Такэда Нобусигэ

Если, управляя государством, не обладаешь хотя бы одной из четырех добродетелей: гуманностью, справедливостью, благопристойностью и мудростью – обязательно окажешься в опасности. Запрещается щеголять в пышной одежде и доспехах, если твои вассалы одеты, как попало.
Имагава Садаэ

Пусть твои воины не поносят врага. Древняя пословица гласит: «Разбуди пчелу, и она набросится на тебя с яростью дракона».
Такэда Сингэн

Три раза в год следует посылать способного и честного вассала в путешествие по провинции с тем, чтобы он выслушал жалобы четырех сословий. Свою политику следует строить в соответствии с пожеланиями народа. Более того, сам господин должен периодически, изменив свою внешность, совершать подобные поездки.
Асакура Тосикагэ

Многие люди полагают, что надлежит действовать в соответствии со временем и обстоятельствами, и потому пребывают в смятении, когда неожиданно возникают трудности. Самурай должен умиротворить свое сердце и смотреть вглубь других. Вот высшее из всех боевых искусств.
Сиба Есимаса

Где взять меч

Настоящих японских мечей в Архангельске два. И мечи эти – син-гунто, армейские мечи японской армии времен Второй мировой войны. В состязании «Зарубить сто китайцев на спор» (это не шутка) младший лейтенант Такэда Нода зарубил 105 пленных китайцев, после чего син-гунто затупился.

Старинных японских клинков и в самой Японии осталось немного. Большую часть солдаты США вывезли домой в качестве сувениров, остальное уничтожили. И теперь в Японии иметь дома меч запрещено. Старинные фамильные клинки (некоторым более 700 лет) держат в специальных хранилищах. И поэтому тарантиновские якудза – ненастоящие.

Хороший меч можно купить в Москве. Ценность меча зависит от того, какой мастер сделал его, от возраста клинка и его сохранности и от статуса офицера или самурая, им обладавшего. Цена простого армейского син-гунто – от трех тысяч долларов. В мире есть клинки, которые считаются бесценными. В основном это – дзекото, мечи, сделанные до 900 года.

Что же делать, если живешь в Архангельске, а меч иметь хочется? Выхода два.

Первый: заказать клинок в каком-нибудь исправительном заведении и сделать остальное самому. Ножны (сая) обычно делают из магнолии (сойдет и сосна). Состоят ножны из двух половинок. Покрываются прочным черным лаком. На них одевается кольцо, открывающее вход в ножны. Рукоять (цука) – две склеенные половинки. Они обматываются шелковым шнуром. С рукоятью клинок крепит мэгуки – традиционный бамбуковый колышек. Гарда обычно имеет форму диска. На ней изображен герб владельца или его подпись. Заканчиваем муфтой (хабаки). Это если очень просто. Конечно, это будет муляж, но в отличие от продаваемых в магазинах японских мечей-сувениров (выход номер два), эти можно будет отмахаться от домашних.

У меня такой меч есть.

 

Дмитрий Зиновьев.

Журнал «Шоколад» №4 2005 год.