Не врать и не бояться. Учиться и трезветь

Открытое послание депутату Иванову от гражданина Зиновьева. 

Как может чувствовать себя человек, который видит большое случившееся несчастье, наблюдает весь спектр вариантов последствий, понимает, что большинство из них — большая беда, растянутая во времени и ничего не может сделать? Оглядываясь вокруг он не находит ни союзников, с которыми можно было обсудить выход, ни даже собеседников, которые могли бы разделить понимание постигшей нашу страну катастрофы. Так, мне кажется, или почти так чувствовал себя Александр Петрович Иванов — депутат и гражданин, когда говорил об бессмысленности попыток разработать долгосрочную стратегию развития Архангельска.

Что я ценю в депутате и человеке Иванове — трезвая честность. Именно для трезвого, умного и честного разговора пришло время. Потому что без него дальше — пропасть. Кто виноват и что делать? Виноватого в том, что развалившийся Советский Союз оставил огромную массу людей — не приученных к инициативе, не умеющих заботиться о себе, своем будущем, своем здоровье самостоятельно, не умеющих планировать будущее и просто не представляющих, как устроен современный мир — не найти.

Людей — ощущающих безнадежность как будущее, развращенных западными стандартами потребления и не обученных организовывать западные стандарты бытоустройства, в основе своей по образу мышления крестьян — переселенных в города в рамках производства некачественной и нечеловекооринтированной индустрии. Страна вдруг наполнилась огромным количеством нетрезвых взрослых детей, по определению Запада — неэффективных, брошенных давно болеющим отцом.

Понятно, что никакой институт не напишет универсального рецепта для безынициативных людей — за уши в рай не затащишь. Сколько не говори сахар — слаще не станет. Понятно, что ни имитация деятельности партийных структур — в которой напрочь отсутствует вертикальная мобильность, построенная на делах и личных качествах , ни никем ни измеряемая работа чиновников, воспринимающих себя как собственников , а не нанятых менеджеров, ни отсутствие третьего сектора — который может быть посредником между не клиентоориентированной властью и полукоматозным населением — не может стать основой для проекта — «БУДУЩЕЕ АРХАНГЕЛЬСКА».

Мы перестали выпускать моряков, потеряли промышленность, благополучно проспали осваивание Арктического шельфа. В большинстве сельских районов области — средний возраст населения — больше 50 лет, а абортов больше чем родившихся детей. Мы ничего не предлагаем внешнему миру кроме плохо обработанного сырья и продукции ВПК из советского задела. Мы в основе своей не знаем, как устроен современный мир с его глобальной экономикой и пост индустриальной политикой. Мы не втянуты в интенсивный процесс ежедневного самообразования, познания себя, мира и нас в этом мире.

Но выход есть.
В начале прошлого века большевики сделали две вещи, которые стали залогом успеха индустриализации в аграрной крестьянской России — всеобуч и покупка технологий. Рабочие факультеты и немецкие станки — только это могло помочь новому государство быстро встать на ноги.

Сейчас другое время — но повестка та же. Образование в области (и не только в Архангельской) почти не привязана к рынку труда. А ведь все проще, чем кажется. Мы покупаем импортный автомобиль, потому что он — продукт конкуренции человеческой мысли. Почему мы считаем, что отсутствие конкуренции в управлении государством — улучшает его эффективность?. Мы охотно пользуемся интернетом и покупаем одежду, сделанную по французским лекалам в Китае и привезенную к нам украинцем — но думаем, что сможем отсидеться в якобы закрытой стране. Это не получается даже у Северной Кореи.

Пока каждый из нас не осознает, что за все в своей жизни отвечает он сам, пока каждый не станет предпринимателем — объектом усилий которого будет его собственная жизнь, пока мы не поймем, что живем в депрессивном регионе по законам «трофейного времени», на краю бывшей империи, в зоне с принципиально не пригодным для проживания климатом, с незапущенными механизмами обновления ЖКХ и почти отсутствующей экономикой…

Пока мы не осознаем, что в Москве нет человека, который сможет спасти всех нас и чуда как не было так и не предвидится — мы не начнем долгий и трудный путь наверх — к сильной стране, населенной умными и свободными гражданами, самой богатой стране в мире — потому в 21 веке главными товарами планеты станут — чистый воздух и пресная вода. Которых в нашей области — достаточно.

Нужно понять, что мы все сидим в одной лодке и в случае катастрофы не спасется никто. А катастрофа — возможна. По закону больших чисел одновременно начнут складываться хрущевки и бараки. Процесс расслоения и деградации основной массы населения начнет развиваться по экстенте. У нас отсутствует экономика — подумайте сами. В основном в Архангельск привозят и перепродают чужую продукцию людям, основная масса которых получает деньги из нефтяной ренты.

Рента — не бесконечна. И даже эти нефтяные деньги не смогут за секунду заменить изношенную инфраструктуру города. Наши чиновники не умеют эффективно использовать финансы. Случится все вдруг и зимой. Лопнут трубы и обвалятся дома. По всей стране. Из Архангельска и области уедут от силы тысяча человек — остальные останутся. У костров? В торговых центрах?

Известный Российский аналитик Петр Щедровицкий считает, что в таком варианте развития страны через пять лет по всей стране будут массово эвакуировать и расселять целые города, включая Архангельск — но разве сейчас война?
Читая Александра Иванова, депутата и человека — я понимал, что время трезветь и учиться — наступило. Потому что иначе через 20 лет наши дороги отстроят люди из совершенно другой страны. Александр Петрович, хочу вам сказать, что вас слышат и понимают.

Главная и единственная программа развития Архангельска — это современные знания и общее просвещение. Невежество — лояльно, но не эффективно. Кто будет управлять городом через 10, 20 лет? Оглянитесь. Современная псевдоэлита, наглухо купившая командные высоты — рубит наш общий сук. Может быть, хватит?
Когда-то Каверин сказал словами одного капитана — не врать и не бояться. Я добавлю — учиться и трезветь. Это и есть наша главная и единственная программа для города, в котором мы живем и который мы любим — город Архангельск.

 

Дмитрий Зиновьев
июнь 2007
Поморский центр публичной политики