Я всегда буду тем больным, который хочет знать свой диагноз. То есть — правду. Я учусь в Архангельской школе публичной политики, которую организовал фонд «Открытая Россия». Который организовал Михаил Ходорковский. Которого я не люблю.
«Не тот друг, кто медом мажет, а тот друг, кто правду скажет».
Старинная русская пословица.
О демократии
Вы шли, шли и поранились. Потекла кровь. Вытечет вся — умрете. Нужно перевязать. Вопрос: откуда вы узнаете, что кровь течет? Ранку-то не видать! Правильный ответ — вам сообщат об этом ваши нервные окончания. Так сказать, обратная связь. А если нервы отключили? Человек продолжает улыбаться. Покупает вещи. Дорогие. Отлично себя чувствует. А потом вдруг падает и умирает.
Современная вертикаль власти — это организм без нервов. Время монархий прошло, в сегодняшнем мире они просто неэффективны. Президент, губернатор, мэр уже не господа, подчиненные и избиратели — не рабы. Не нужно миловать — нужно награждать за успехи; не нужно карать — нужно наказывать за проступки. Бояре остались в XIX веке и в Афганистане. Они не выигрывают, как и рабы — не преуспевают. В окружении конкурирующих экономик постиндустриальной эпохи глупо тонуть с преданными, но некомпетентными слугами.
Дело даже не в Ходорковском — за год учебы в школе я услышал эту фамилию два раза. И не в Путине: у командующего нашей страной есть команда, то есть распределение зон ответственности, компетентность ответственных за эти зоны и делегирование им полноты полномочий, прав и обязанностей. Но кто измеряет эффективность работы губернатора и правительства, если его не выбирают? А Федерального собрания и президента? Мы?
Регион
Немного о цифрах. Более половины импортных товаров растаможивается в Москве. Процентов 10 в Питере, часть — по «форточкам» на Дальнем Востоке и Мурманске.
53% иностранных инвестиций за 1996 — 2004 годы было вложено в Москву и Сахалинскую область (японцы стараются). Еще 9% — в Подмосковье.
Спросите у нашего губернатора про систему трансфертов. Думаю, он расскажет, что политика в Российской Федерации такая: нищих тянем до уровня бедных — вверх. Но и богатых туда же. То есть вниз. Поэтому федеральных денег больше всего получают Чечня, Ингушетия и Тува. Доля перечислений из федерального бюджета в бюджеты этих регионах соответственно — 93, 85 и 80%. А в Архангельской области — 26%.
Примерно 86% суммарно собираемых в нашем регионе налогов уходит в федеральный бюджет. 11% — в региональный. И 2% — в местный. А потом — кто сколько выпросит у Москвы! Мы просим плоховато — не умеем, наверное, не так воспитаны. И зарабатывать области смысла нет — все равно отберут. Только ведь контроль — это не управление. А равенство — не равно эффективности. Почему же так происходит?
Может быть, дело в том, что за 15 лет реформ бюрократия освободилась от контроля и ответственности перед обществом. Или в том, что после административной реформы правительство охватил чуть ли не паралич, после которого оно до сих пор не может прийти в себя. Наша власть — эффективна ли она?
На мой субъективный взгляд, эффективность чего-либо подразумевает понятную, то есть выраженную в конкретных показателях систему оценок деятельности и планируемые, нацеленные на конкретный результат действия. И компетентных исполнителей. Как же мы измеряем результат их деятельности?
Наши граждане, заходя в магазины, уже привыкли придирчиво выбирать товар, прежде чем оплатить по счету. И процедуру обжалования качества хорошо изучили. И в суды ходить привыкли. Выборы — это, по сути, покупка будущей власти, найм обслуживающего нас персонала — ни больше ни меньше. Почему же мы так много уделяем внимания покупке чайника и бываем так невнимательны при покупке депутата или президента? Эффективность работы компьютера или телевизора — измеряется. Внимание! Эффективность работы чиновника — тоже. Как?
Демократический аудит
В 1991 году в Великобритании была разработана концепция «Хартии граждан» — 10- летней программы, целью которой являлось повышение стандартов и полезности государственных услуг, улучшение их организации и распределения. Эта программа установила принципы, которые должны лежать в основе деятельности государственных учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, а также обязательства правительства в данной области. К числу таких принципов отнесены четкие стандарты услуг, открытость и полнота информации, предоставление консультаций населению и возможность выбора услуг, их полезность и эффективность.
С целью оценки практических результатов работы государственных учреждений, предоставляющих услуги населению, введены так называемые таблицы выполнения. По хорошо разработанным стандартам, а именно: открытая и полная информация, возможность выбора, доступность и полезность услуг, право на апелляцию при их плохом качестве, уважение прав граждан, эффективное использование ресурсов, введение инноваций, обратная связь с населением, степень удовлетворенности потребителей услуг. Не выполняешь — свободен.
Но все это, видно, пока не для нас. Думаю, что в существующих условиях можно практически забыть о стратегическом развитии Архангельской области. И специалисты меня поймут. Чего не хватает бизнесу? Четких правил игры и оборотных средств. Про «оборотку» для области уже говорили — налоги в области не остаются, таможенных доходов нет. Инвестиции? Запад вкладывает только в нефтегазовые области и кое-где в другое сырье — иностранцы более чем практичны.
А федеративное государство у нас давно закончилось (при том, что муниципальное почти не началось). Спросите у мэров: какой местный налог они могут собрать (как то ясно декларирует Конституция РФ: органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы. В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы? Ответ — никакой.
Федеральный закон запрещает! Средний и мелкий бизнес? В Японии предпринимателю дают кредит на 20 лет под 2% годовых. А у нас? Так что стратегическое развитие региона и города заключается только в одном — успешном выпрашивании средств у федерального бюджета. Точка.
В чем же дело?
Дело точно не в том, что фондовый рынок стал ориентироваться не на хорошие экономические новости, а на хорошие — административные. «Что там, в Кремле? — интересуются брокеры. — Кого будут проверять?» И не в том, что расслоение доходов стало максимальным за все годы реформ.
Дело не в том, что внешняя конъюнктура «перестала работать». И впервые (кроме 1998 года) прекратилось снижение инфляции, возник «инфляционный навес». Усилилось бегство капитала (2000-й — 24,8 млрд. долларов, 2003-й — 1,9 млрд., 2004-й — 8,0 млрд.; в 2005-м приток стал равен оттоку, но на фоне усиления движения капитала в обе стороны). На 20% упали инвестиции в нефтедобычу. Спросите у нефтяников — сколько новых месторождений мы открыли в последние годы?
Может быть, дело в том, что на 20% снизилась ценовая конкурентоспособность российских товаров и захлопнулась «ловушка рентабельности»? Спросите отечественных производителей, как им на внутреннем рынке. Только именно у производителей. Но дело тоже не в этом.
Дело не в том, что собственность у нас незащищена. И не в том, что произвол монополий в ценообразовании практически никто не ограничивает. Точно не в том, что массовая бедность разрушает человеческий капитал, при этом — на фоне падающего качества образования. Посмотрите, наши вузы выплевывают выпускников как пулемет гильзы. Но без опыта на работу их не берут — скороспелки, много амбиций и невежества. Это как с врачом: вы же не знаете, правильно он вас лечит или нет. А если в вузе вас учит неудачник по плохо переведенному устаревшему учебнику?
Дело не в том, что растет региональная дифференциация. И постиндустриальная Москва живет совершенно в другой эпохе, нежели уже практически деэлектрифицированная, на подножном корму живущая русская деревня. Не в том, что разрушается некоммерческая инфраструктура (общественные организации и НКО) — под фанфары о западных инвестициях и заговорах.
Давайте уже определимся. Запад нам, конечно, не союзник. Но и не враг. Конкурент. А все, что нужно, он уже получил. Что мы отдали в начале 2000-х? Забыли? Локатор на Кубе (позволял прослушивать всю территорию США) и базу во Вьетнаме. И базы США в Азии разрешили иметь мы. Тихо и без воя в СМИ. А насчет территориальной целостности — Западу не нужен китайско-ваххабитский хаос на границах. Мы-то хоть христиане. То есть — европейцы. Пока. Сейчас практически запрещенные общественные организации позволяли контролировать работу власти — от имени покупателей (клиентов) работу продавцов (нанятых менеджеров). Но менеджеры вдруг стали собственниками. В СССР коммунист мог пожаловаться в райком. Срабатывало. Куда пожалуетесь вы? В партию? В какую? Депутату? Некоммерческую общественную организацию? В суд?
Так может быть, дело в том, что экспортно-сырьевая модель неизбежно замедляет рост? И в ограниченности экспортной инфраструктуры и ориентации ее на Европу (где неизбежна конкуренция с имеющей политическое превосходство каспийской и иракской нефтью)? Или в том, что возможное снижение добычи газа с 2007 года плюс отсечение Туркмении и Узбекистана с 2009-го понизят наш потенциал? Или дело в возможном снижении экспорта вооружений после 2007-го из-за прекращения технологического прогресса? А может быть, в сокращении населения трудоспособного возраста после 2007 года?
Может быть, дело в том, что развитие бизнеса в сферах жизнеобеспечения без контроля за ним разрушает эти сферы? Или все-таки в продолжающемся финансовом удушении регионов? Или в отказе от решения проблем экономики ради борьбы с инфляцией монетарными методами? Или в присоединении к ВТО без подготовки? Спросите депутатов, они хоть читали о целях и задачах этой организации?
Или дело в переходе к прямому грабежу бизнеса и развитию «чиновничьего бизнеса»? В современном российском бизнесе административные издержки превышают 20%. Это уже даже не взятка. Это — дань. Так в чем же все-таки дело?
Будущее — есть
Дело в том, что опять появился липкий привкус страха. Ощущение нехватки воздуха. Нет-нет, с порнографией в стране все в порядке. И с Петросяном. И с водкой. И с кредитами в магазинах, и, в общем, почти даже с порядком на улицах. Но снова стало страшновато жить. И когда я называю фамилию президента (за которого я голосовал) в критичном ключе, политики шикают и оглядываются. Ждет ли этого президент? Надеюсь, нет. Рабов придется выдавливать из себя самостоятельно.
Конечно, мы имеем то правительство, которое заслуживаем. Конечно, мы устали от PR-войн. Конечно, проще махнуть рукой и сказать — пусть их там. Пока это не коснется вас лично.
Я не хочу бояться. Я глубоко убежден, что сознание присуще каждому человеку с рождения, но для того, чтобы обрести самосознание, необходимы усилия. Так же как самосознание отличается от сознания, так и самоуправление отличается от управления. Для того чтобы человеком управляли, ему достаточно родиться, но для того чтобы управлять собой — необходимы усилия.
Я слышал немало мнений о своей стране — и про неготовность брать ответственность за свою жизнь, и про генотип раба в русской крови, и про потребность в царе- батюшке, и про всемирный заговор. Не знаю. Зато знаю, что, когда кран на моей кухне протекает, нужно звать слесаря, а не священника.
Знаю, что хочу выбирать, а не избирать, и что не хочу жить в стране с «КПСС- лайт». Знаю, что верю в совесть и здравый смысл, в Христа Спасителя, а не Христа — царя. Знаю, что в России было вече и земство, надеюсь, что останутся парламент и демократия (позволяющие хоть на что-то влиять). Верю, что суверенитет не бывает без легитимности, а легитимность — без признания большинства. Верю, что большинство граждан России хотят жить и преуспевать именно в своей стране.
Убежден, что только эффективные, современные, модернизированные и просвещенные управленцы России смогут вытащить страну из грядущей стагнации. Но им нужен лифт. Иначе они сами станут лифтерами. Муниципальными, региональными, федеральными. Так может быть, все-таки шлюзы не перекрывать? Иначе наводнение может смыть всех, невзирая на чины и капиталы. Демократия — способ ненасильственной ротации некомпетентных коррумпированных управленцев. Убежден, что именно такая демократия нужна России.
Дмитрий Зиновьев, слушатель Архангельской школы публичной политики.
Журнал «Архангельск», 3 июня 2006 года